Историческая память – комплекс разделяемых настоящим обществом мифов, традиций, верований, представлений об общем прошлом; опыт, пережитый людьми совместно. Историческая память – не просто канал передачи сведений о прошлом, это важнейшая составляющая самоидентификации индивида, социальной группы и общества в целом, такой тип памяти, который имеет особенное значение для интеграции социальных групп в настоящем.
В Законе РФ «Об образовании» определены требования к воспитательной деятельности, среди важнейших названа задача патриотического воспитания, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
Школьные музеи становятся «территорией» памяти, работа по созданию школьного музея, его фунционирование являются одними из самых действенных способов воспитания гражданственности, патриотизма.